Публикации

                    Безимени-2 Безимени-3 Безимени-4  Безимени-5  Безимени-6

ПЕРСПЕКТИВА ХХI ВЕК

Педагогическое эссе

  Педагог ХХI века… Кто он? Каков его профессиональный посыл или творческий заряд? Ведь говорить об этом приходится тогда, когда отечественная педагогика прошла свой «золотой век» и перспективы её многим кажутся призрачными.

  Уже 15 лет мы живём в новом веке. А что поменялось? Неужели сегодня педагог должен обладать какими-то особенными качествами? Казалось бы, они остались прежними: и любовь к профессии, и эрудиция, и знание методики, психологии, педагогики. Всё это правильно.

 Однако время неумолимо настраивает нас на стремительность изменений в современном меняющемся мире. И к арсеналу педагогических качеств добавляет готовность к смене своего профессионального статуса (актёр, режиссёр, сценарист, организатор, психолог и др.), освоению новых профессиональных отраслей (социология, информационные технологии и пр.), свободному географическому передвижению.

  Ведь на самом деле поменялось очень многое. Если в конце ХХ века была в ходу модель «образование на всю жизнь», то принципиально от неё отличается модель «образование в течение всей жизнь». Суть 1 модели: полученного в детстве образования хватало до конца жизни, суть 2 модели: информация быстро устаревает и меняется, чтобы владеть всегда свежей информацией, необходимо учиться всю жизнь.

  В современной педагогической практике произошёл перенос центра тяжести с обучения на учение: раньше на первом плане была деятельность педагога (обучение), теперь на первом плане – деятельность обучающегося (учение). Хотя если вспомнить известную русскую пословицу «Не тот учитель, кто учит, а тот, у кого учатся», то можно сказать, что это не такая уж и новая истина.

   Мне, как педагогу с солидным стажем, проблема в образовании ХХI века видится в консерватизме, когда становится трудным спокойно реагировать на критику или «перешагивать через себя», а также мужественно признавать свои ошибки. И здесь необходимо вспомнить замечательные слова великого педагога К.Д. Ушинского о том, что преподаватель «должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной педагогической жизни». Педагогический ХХI век не простит нам, если мы будем «рабами» традиций. Если традиции обветшали, они перестают быть традициями и превращаются в штампы. При этом следует помнить, что двигаясь в ногу с жизнью, создавая новое, не стоит разрушать старого, ценного, что себя оправдало. Развивать же педагогические новации можно только на твёрдой почве проверенных традиций, не превращая их в «отжившее», «старое».

  В своей повседневной работе не следует забывать и о постоянной личностной деятельности педагога. Ведь «личность воспитывается личностью, характер вырабатывается характером» (К.Д. Ушинский). Студент – это не сосуд, который надо заполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь. Поэтому творчество – незаменимый компонент облика современного новейшего педагога. Ведь он формирует не просто человека, а специалиста, профессионала.

Программы

Скачать (DOCX, 86KB)

Скачать (DOCX, 148KB)

Скачать (DOCX, 139KB)

Скачать (DOCX, 53KB)

Сборник сценариев

Скачать (DOCX, 145KB)

Статья в журнал СПО

Скачать (DOCX, 21KB)

Статья о декаде

Скачать (DOCX, 25KB)